Встать, суд идёт!
Дамы и господа, на скамье подсудимых — Уилки Коллинз. Родился в 1824-м, умер в 1889-м. Известен в первую очередь как автор романов «Лунный камень» и «Женщина в белом», а также как близкий друг и — иногда — соавтор Чарльза Диккенса. Мистер Коллинз обвиняется в убийстве, пособничестве преступникам, разврате, наркомании.
Обвинитель — Дэн Симмонс. Писатель, работает в жанрах мистики, детектива, научной фантастики, криптоистории. Его «Друд» как раз посвящён тайным пружинам и неизвестным фактам из жизни Чарльза Диккенса и Уилки Коллинза. Последний выведен в романе рассказчиком и сообщает о себе и о Диккенсе ужаснейшие вещи.
Первый присяжный: Господа! Я ничего не знаю о жизни Диккенса и Коллинза. Для меня вся история, описанная в «Друде», — художественный вымысел, так я к нему и отношусь. Вымысел, добавлю, чертовски увлекательный: здесь вам и детектив, и мистика, и исторический роман. Автор показывает нам жизнь творческой элиты того времени, потом проводит по трущобам, опиумным притонам, вслед за ним мы спускаемся в лабиринт канализационных каналов Лондона, сталкиваемся со служителями культа египетских богов. Мне не хватило, правда, каких-нибудь комментариев специалиста, знаете, чтобы в конце разъяснили, что было правдой, а что ложью…
Второй присяжный: Какие тут могут быть комментарии?! Два известнейших писателя, классики! Чарльз Диккенс — бог английской литературы, второй после Шекспира! Уилки Коллинз — основоположник детективного жанра! И вот так, походя, их втаптывает в грязь какой-то американишка. Для чего? Если он хотел написать роман о викторианском Лондоне, зачем ему понадобились фигуры Коллинза и Диккенса? Вся эта египтянщина, путешествия по притонам, закулисная издательская возня — всё не требовало именно этих имён. Только желание сенсационной славы, необходимость привлечь к книге внимание!..
Третий присяжный: Но постойте, книга ведь не о «египтянщине»! Детективная канва, как и мистическая составляющая, — лишь приём. Идея в ином, книга рассказывает о судьбе писателя, о тех демонах, которые таятся в каждом из нас, о том, «из какого сора…». Книга эта неожиданно злободневная, потому что за полтора века мало что изменилось и в быте писателей, и в отношении к ним. Вспомните, как доводят себя трудом до изнеможения оба героя, сравните со словами самого Симмонса, что он живёт в состоянии дедлайна последние тридцать лет. Это нормальное состояние профессионала. И вспомните слова из «Друда» о ценности написанного и об одном-единственном дне с родными…
Четвёртый присяжный: Ну, помимо развлекательного и, так сказать, идейного слоя, имеется ещё один. Симмонс всегда обожал литературные игры. В «Друде» Симмонс «играет» с последним, недописанным романом Диккенса «Тайна Эдвина Друда», а также с «Лунным камнем» Коллинза. И это весьма увлекательная головоломка.