Когда Первая мировая война все же началась, Распутин выразил желание прибыть на фронт для благословения солдат. Командующий войсками великий князь Николай Николаевич пообещал повесить его на ближайшем дереве. В ответ Распутин разродился очередным пророчеством о том, что Россия не выиграет войну до тех пор, пока во главе армии не встанет самодержец (имевший военное образование, но показавший себя бездарным стратегом). Царь, конечно же, возглавил армию. С известными для истории последствиями.
Политики активно критиковали царицу — «немецкую шпионку», не забывая и о Распутине. Именно тогда был создан образ «серого кардинала», решающего все государственные вопросы, хотя на самом деле власть Распутина была далека от абсолютной. Немецкие цеппелины разбрасывали над окопами листовки, где кайзер опирался на народ, а Николай II — на половой орган Распутина. Священники не отставали: кто-то пустил слух, что убийство Гришки — благо, за которое «сорок грехов снимется».
29 июля 1914 года душевнобольная Хиония Гусева ударила Распутина ножом в живот, крича при этом: «Я убила Антихриста!». Свидетели говорили, что от удара «у Гришки вылезли кишки». Рана могла быть смертельной, но Распутин выкарабкался. По воспоминаниям дочери, с тех пор он изменился — стал быстро уставать и принимал от болей опиум.
Убийство
Смерть Распутина еще более таинственна, чем его жизнь. Декорации этой драмы хорошо известны: ночью 17 декабря 1916 года князь Феликс Юсупов, великий князь Дмитрий Романов (по слухам — любовник Юсупова) и депутат Пуришкевич пригласили Распутина в Юсуповский дворец. Там ему предложили пирожные и вино, щедро сдобренные цианидом. К ужасу убийц, на Распутина это не подействовало. Скорее всего, сахар, входивший в состав пирожных, нейтрализовал яд.