Роман о космических исследованиях и опасностях, которые поджидают человека на пути освоения иных планет. Герои книги жаждут попасть в состав готовящейся экспедиции на Плутон — во многом из-за того, что их родители были в составе экипажа погибшего там звездолёта «Севастополь». На Плутоне существует некая аномальная зона, где находится странное образование, своими контурами напоминающее дерево, причём от него исходит невероятное количество энергии. Возможно, это инопланетный объект из глубин космоса?
Объективности ради надо заметить, что сейчас книга выглядит устаревшей, к тому же это явно не лучший роман Войскунского и Лукодьянова. Крепкий представитель советской научной фантастики — не более.
«Чёрный столб» (1963), «Формула невозможного» (1964), «Сумерки на планете Бюр» (1966), «Субстанция нигра» (1967), «Повесть об океане и королевском кухаре» (1969)
Фантастические повести Войскунского и Лукодьянова довольно разноплановы. «Чёрный столб» рассказывает о глобальной катастрофе, которую вызвали люди при бурении сверхглубокой скважины. «Формула невозможного» посвящена столкновению человеческого и машинного интеллекта. «Сумерки на планете Бюр» рассказывают о контакте с инопланетной цивилизацией. «Субстанцию нигра» можно отнести к космической антиутопии. А «Повесть об океане и королевском кухаре» — романтическая история о жажде неизведанного.
«Химера» (1995), «Командировка» (2000), «Девиант» (2008)
Фантастические повести, сочинённые Евгением Войскунским уже без Лукодьянова. Герои «Химеры» нашли способ побороть старость, но не смерть. А «Командировка» и «Девиант» написаны в жанре политической сатиры и отражают разочарование автора в современной действительности.
Шипы и тернии советской фантастики
В 1971 году Евгений Войскунский переехал в Москву, где многие годы, вместе с Дмитрием Биленкиным и Аркадием Стругацким, руководил Московским и Всесоюзным семинарами молодых писателей-фантастов. Впрочем, после переезда Войскунского в столицу его совместное творчество с Исаем Лукодьяновым продолжалось. До поры...
Через четыре года сначала в альманахе «Искатель», а затем уже в привычной для соавторов детгизовской «рамочке» вышло непрямое продолжение «Экипажа “Меконга”», роман «Ур, сын Шама» — о воспитанном инопланетянами шумерском мальчике, который вернулся на родную Землю уже в наши дни. И вот эта увлекательная книга стала причиной неприятностей для её авторов.
Дело в том, что в 1970-х советская фантастика попала под пристальное внимание партийных идеологов, посчитавших, что взращённое «оттепелью» поколение писателей развивается «не туда». Руководить изданием фантастики, которая числилась по ведомству литературы для молодёжи, для подрастающего поколения строителей коммунизма, назначили проверенных партийцев, после чего цензура серьёзно ужесточилась. И, как это частенько бывает, наступило раздолье для идиотов, готовых видеть крамолу за каждым кустом. Под подозрительное око «бдящих» товарищей попал и «Ур, сын Шама», авторов которого обвинили... в пропаганде сионизма! Дескать, что за безобразие — какой-то, понимаешь, подозрительный Ур (знаем мы этих шумеров — все они там семиты!) поучает советскую молодёжь и даже членов партии. Явная идеологическая диверсия и рука сионистского Израиля! В те времена достаточно было абсолютно нелепого обвинения, чтобы на человека наклеили ярлык «антисоветчика». Правда, если при товарище Сталине даже такая явная бредятина практически гарантированно обернулась бы бесплатной путёвкой в ГУЛАГ, то в более мягкую брежневскую эпоху власть имущие ограничивались мелкими пакостями. Пакостями, впрочем, достаточно неприятными и болезненными... Книги Войскунского и Лукодьянова на несколько лет стали «неиздаваемыми» — только в 1980-м вышел их роман «Незаконная планета».
Эта история не прошла для соавторов бесследно. Лукодьянов вовсе отошёл от художественной литературы, да и здоровье его сильно пошатнулось, — а 14 мая 1984 года Исая Борисовича не стало... Войскунский же тяжёлые времена пережил, однако фантастику писать перестал. И переключился на сольное творчество в чисто реалистическом ключе, в основном о войне: романы «Кронштадт» (1983), «Мир тесен» (1990), «Девичьи сны» (1995), «Румянцевский сквер» (2007), «Полвека любви» (2009), «Балтийская сага» (2018). «Военный» реализм принёс Войскунскому несколько престижных наград — премию Константина Симонова и медаль Александра Фадеева. Впрочем, несколько фантастических повестей Войскунский всё же сочинил — в 1996-м вышла «Химера», основанная на их с Лукодьяновым давнем рассказе «Прощание на берегу», в 2000-м — абсолютно самостоятельная «Командировка», ещё через восемь лет — «Девиант». Но это, скорее, исключение из правил.