Великие дома Вестероса
61008
11 минут на чтение
Они играют в престолы и ведут армии в бой, присягают королям или объявляют королями себя, клянутся в верности и предают, проявляют невероятную храбрость и благородство или поражают подлостью и вероломством. Они — лорды Вестероса, великолепного мира, созданного Джорджем Мартином.

Великие дома — это высшая знать континента Вестерос, где происходит основная часть событий «Песни Льда и Пламени» Джорджа Мартина. Это не даже семьи, а целые кланы, от которых зависела, зависит и, скорее всего, будет зависеть вся жизнь Семи Королевств. Каждый из домов обладает богатой и необычной историей, а также отличительными особенностями, которые тщательно проработал неподражаемый Мартин. Вкратце расскажем о каждом из них.

Некоторые из Домов ранее были королевскими династиями, но их представители проиграли завоевателям Таргариенам, и, чтобы избежать гибели, присягнули чужакам на верность. С Таргариенов и начнём, ведь именно им Семь Королевств обязаны своим рождением: именно они объединили все государства Вестероса в единое целое.

Пламя и кровь

Род Таргариенов происходит из древней Валирии, их предки уцелели при гибели великого государства и сделали своим оплотом небольшой остров у берегов Вестероса — Драконий Камень. Говорят, что в жилах Таргариенов течёт кровь драконов. Правда это или красивая легенда, конечно, неизвестно, но бесспорно то, что именно драконам обязаны Таргариены своей властью над Семью Королевствами.

С маленькой и не особо хорошо вооружённой армией, двумя сёстрами и тремя драконами Эйегон Таргариен Завоеватель пошёл войной против всех правителей Вестероса. Драконы оказались решающей силой, обеспечившей хозяевам победу. На долгие годы власть над континентом перешла к Таргариенам.

Эйегон женился на своих сёстрах, и эта традиция, пришедшая с их прародины Валирии, часто соблюдалась в их роду. Считалось, что тем самым они сохраняют чистоту крови. Отчасти это было верно: большинство Таргариенов отличалось необыкновенной красотой, а кроме того, кровосмешение привело к тому, что среди них встречались как великие люди, так и настоящие безумцы. Вернее, либо одни, либо другие — никакой «золотой середины».

Закат династии начался с гибелью последних драконов. Правда, Таргариенам удалось удержаться у власти ещё почти полторы сотни лет. Король Эйерис II был безумен, что заставило нескольких лордов поднять против него восстание, оказавшееся удачным. Сам король, его старший сын и внук были убиты, и лишь двум Таргариенам удалось спастись.

Один из них — Визерис — оказался тщеславным и слабым человеком и был убит позднее. И в данный момент только его сестра Дейенерис не даёт гордому стягу рода — красному трёхглавому дракону — пасть окончательно. Ей удалось невероятное — вернуть в мир Вестероса драконов, и сейчас она обладает мощной армией, что значительно увеличивает её шансы в войне за возвращение трона.

Нам ярость

Дом Баратеонов — самый молодой из всех великих домов. Как считается, этот род происходит от побочной ветви Таргариенов. Во время своих завоеваний Эйегон Таргариен, повергнув короля Шторма, преподнёс владения поверженного владыки своему родственнику. Так Баратеоны стали лордами Штормового Предела. Черноволосые, сильные и в большинстве своём жизнерадостные Баратеоны долгое время оставались верны Таргариенам, которым были многим обязаны и с которыми были связаны родственными узами. Но при Эйерисе II всё изменилось.

Станнис, последний из Баратеонов

Старший из Баратеонов, Роберт, ненавидел род Таргариенов. Причина ненависти крылась прежде всего в женщине, сестре его ближайшего друга, которую он не поделил с наследником трона, Рейегаром. Роберт стал одним из вожаков восстания, а после победы он взошёл на трон, воспользовавшись тем самым полулегендарным родством с Эйегоном Завоевателем.

Неплохой, в общем-то, человек, он оказался никудышным правителем и слишком сильно зависел от окружения, в первую очередь от могущественной семьи своей жены — Ланнистеров. Ланнистеры и подстроили гибель Роберта — он был убит кабаном во время охоты, — после чего их влияние на трон и наследников (кстати, детьми короля последние не являлись) стало практически безграничным.

Два младших брата Роберта, Станнис и Ренли, тут же заявили о своих претензиях на трон и постарались подкрепить их силой оружия. Но братья сцепились между собой, что в итоге привело к смерти Ренли и поражению войск Станниса. Последний, на момент окончания «Бури мечей», является единственным живым мужчиной из рода Баратеонов. Он продолжает борьбу за корону Вестероса, но идёт по лезвию ножа и в любое мгновение рискует пасть жертвой не амбиций даже, а безоглядной веры в свою правоту.

Услышь мой рёв

Ланнистеры, без сомнения, самый богатый род изо всех великих домов. Светловолосые красавцы, правящие западными землями и Бобровым утёсом, согласно преданиям, происходят от Ланна Умного, одного из величайших легендарных героев Вестероса.

Своим расцветом Ланнистеры обязаны в первую очередь хитроумию лорда Тайвина, который осторожно и уверенно вёл свой род по ступенькам власти. Тайвин вовремя примкнул к восстанию против Эйегона и в результате стал тестем нового короля. А старший сын Тайвина, Джейме, служивший в гвардии Эйегона, убил старого короля, за что и получил презрительную кличку «Цареубийца». Кроме того, Джейме был любовником своей сестры Серсеи, вышедшей замуж за Роберта Баратеона (все её дети, якобы являющиеся наследниками трона, по-настоящему от Джейме). У Тайвина есть и третий, нелюбимый ребёнок — хитрый карлик Тирион.
После смерти короля Роберта Ланнистеры захватывают власть в Семи королевствах. И, несмотря на то, что с соперниками приходиться сражаться на несколько фронтов, эту власть удерживают. Благодаря золоту, сильной армии и неожиданным уловкам. Правда, не без потерь: Джейме становится калекой и начинает меняться, Тирион объявлен преступником и бежит из государства, перед этим убив отца, ещё до этого умирает старший наследник, очевидно, кем-то отравленный.

Так что, несмотря на победы, будущее Ланнистеров представляется далеко не безоблачным. Ведь Джейме не политик, а Серсея, при всей своей хитрости и коварстве, не слишком умна. А Киван, брат Тайвина, пока остаётся в большой степени «тёмной лошадкой».

Зима близко

Первый великий дом, с которым знакомится читатель, взяв в руки «Игру престолов» — это Старки. Неизменные лорды Севера, род которых не прерывался на протяжении тысяч лет, с тех пор как их легендарный предок Брандон-строитель воздвиг Стену, защищавшую Семь Королевств от Иных.

Во время завоевания Вестероса Эйегоном тогдашний правитель Севера Торрхен Старк проявил предусмотрительность и, вместо того, чтобы сражаться с Таргариеном, присягнул тому на верность. Если б речь шла о другом доме, этот поступок можно было бы счесть трусостью, но не таковы Старки. Они холодны, как земли, которыми они правят, тверды, как стены их родового замка Винтерфелла, и опасны, как лютоволки, красующиеся на их знамёнах.

Среди остальных великих домов Старки всегда были отчасти чужаками. Возможно, из-за своей холодности, возможно, вследствие древности рода, возможно, по причине того, что они единственные поклоняются Старым богам. А может, всё дело в потрясающей верности Старков, которая, очевидно, была неприятна остальным. Впрочем, и этой верности пришёл конец: когда Роберт из дома Баратеонов поднял восстание, Эддард Старк поддержал старого друга. Много лет спустя он стал первым советником при новом короле; будучи человеком честным и смелым, проявил себя как недальновидный политик и был убит Ланнистерами вслед за своим королём.
Платить за ошибки отца пришлось его детям. Старший, Робб, взвалил на себя непосильное бремя власти и, будучи провозглашён королём Севера, начал войну с южными лордами. Двоим его младшим братьям пришлось бежать из опустошённого Винтерфелла. Одна из сестёр, Арья, в неполные десять лет оказалась наедине со всеми ужасами объятой войной страны, а старшая, Санса, стала пешкой в политических играх. Стоит отметить, что у каждого из детей Эддарда был свой лютоволк, полулегендарное существо, отличающееся от обычного волка в той же степени, как волк отличается от собаки. Связь Старков с лютоволками явно указывает на выдающийся (вероятно, магический) потенциал детей, которому ещё предстоит проявиться в будущем.
Старки являются, пожалуй, наиболее задействованным в сюжете домом. Каждого из них можно назвать центральным и, наверное, положительным (насколько это слово вообще можно применять к героям Мартина) персонажем цикла. Верность, честь, прямота, храбрость — в этом их сила, за это их можно любить и уважать. Но именно эти качества их и губят. На конец «Бури мечей» единственным взрослым отпрыском Старков мужского пола остаётся незаконнорождённый сын Эддарда Джон Сноу, а земли Старков или разграблены, или в руках чужаков.

Высокий, как честь

Один из самых древних родов, сохранившихся на просторах Семи Королевств — Аррены, извечные Хранители Востока. До прихода Таргариенов Аррены были королями Горы и Долины, впоследствии эти земли так и остались за ними, но уже как ленное владение.

Во время заката династии Таргариенов безумный король Эйерис II потребовал у могущественного лорда Джона Аррена выдать его воспитанников, Эддарда Старка и Роберта Баратеона. Ответом ему стали поднятый стяг с луной и соколом на нём и начало восстания, приведшего к концу династии. После победы Джон стал Десницей, то есть первым советником нового короля. И женился на Лизе Талли, мужем сестры которой, Кейтилин, стал Эддард.

После смерти мужа Лиза бежала из столицы и затворилась со своим маленьким, болезненным и избалованным сыном в родовом замке Арренов. Эта крепость, именуемая Орлиным Гнездом, по праву считается самой неприступной во всех семи Королевствах. Большая часть перипетий войны между другими домами миновали Лизу и её маленького сына. Сами они предпочли сделать вид, что их хата с краю. Да и вряд ли смогли бы повести за собой людей. Впрочем, подобная «политика невмешательства» имела и обратную сторону: маленький Роберт Аррен подпал под влияние незначительного по происхождению, но хитроумного лорда Петира Бейлиша. И надежд на то, что некогда великий дом сможет подняться вновь, всё меньше.

Несокрушимая цитадель Арренов — Орлиное Гнездо

Семья, долг, честь

Талли, хоть и отличаются немалым богатством, никогда не были, в отличие от большинства других великих домов, королями. Их плодородные земли находятся на границе южной и северной областей Семи Королевств, а замок Риверран на перекрестии трёх великих рек, именуемом Трезубцем, позволяет Талли контролировать львиную долю торговли.

Талли получили власть над Речными землями благодаря Эйегону, так как первыми из речных лордов присоединились к нему. Их девиз — не просто набор громких слов: именно этим понятиям всегда были верны Талли, а подобная верность — редкость среди высшей знати.

После падения династии Таргариенов Хостер Талли породнился со своими соратниками, отдав за них (Эддарда и Джона) своих дочерей. Родство с Талли оказалось очень большой удачей для Робба Старка, когда он объявил себя королём Севера и вступил в войну с Ланнистерами. Именно на речных землях шла большая часть боевых действий, именно благодаря содействию своих родичей Талли и их вассалов шансы Робба на победу были высоки.

Предательство изменило расклад сил. Теперь сын почившего лорда Хостера, Эдмар, пленён, а войско рассеяно. Но это не означает, что Талли повержены окончательно. Самый опытный и опасный из них — сир Бринден, брат Хостера по прозвищу Чёрная Рыба, всё ещё контролирует Риверран. Пусть он окружён врагами со всех сторон, но, пока жив Бринден, это ещё не означает поражения.

Вырастая — крепнем

Другие могут быть богаче, хитрее, храбрее, более верны или коварны, но никто не сравнится с Тиреллами в количестве подданных. А что может быть важнее в военное время? Земли Тиреллов — пожалуй, самый благодатный край всех Семи Королевств. Здесь плодородная земля, тут тепло, но, в отличие от более южных земель, есть место и прохладе, и земли эти лежат под дланью могучего семейства.

Лорес Тирелл, Рыцарь Цветов

Когда-то, до пришествия Таргариенов, Тиреллы были обычными дворянами, хоть их род, уходивший корнями в Эпоху героев, и отличался древностью. Но предыдущий владыка Вышесада погиб в огне дракона, а его стюард, предок нынешних Тиреллов, сдал замок завоевателю. За свой поступок он получил высокий титул, а его семья вошла в круг великих домов. На протяжении многих лет Тиреллы поддерживают вражду со своим южным соседом Дорном, также входящим в состав Семи Королевств.

Никогда не бывшие королями, Тиреллы отличаются честолюбием и жаждой власти. Но нынешний глава дома, Мейс Тирелл, так и не отважился на собственную игру. Несмотря на свою неоспоримую мощь, он оказывал поддержку другим претендентам на роль верховного правителя Семи Королевств. Заключение союзов привело к тому, что его дочь, Маргери, уже дважды похоронила своих женихов-королей. Интересно, будет ли третий?

Есть два представителя Тиреллов, которых можно назвать значительными фигурами в противоборстве домов. Лорас, молодой и слишком горячий рыцарь, пока не может считаться заметным политиком, однако все задатки стать таковым у него имеются. А вот его бабка леди Оленна, недаром прозванная Королевой Шипов, несмотря на кажущуюся непритязательность, пожалуй, является одним из самых опасных участников борьбы за власть.

Непреклонные, несгибаемые, несдающиеся

Мартеллы. Извечные противники Тиреллов. Правители, называющие себя не королями, а принцами — принцами самого южного из Семи Королевств, Дорна. Они существуют достаточно изолированно от всех своих северных соседей, что позволило им сохранить в почти первозданном виде свои традиции, обычаи и особый южный колорит. Главным отличием Дорна от других Королевств, без сомнения, остаётся то, что только его так и не смог покорить Эйегон. Присоединение состоялось только через много лет — и не по праву сильного, а благодаря политическому договору и браку.

Элия, сестра нынешнего лорда из рода Мартеллов Дорана, была женой наследника Таргариенов. Её зверски убили люди Ланнистеров. Брат принца, Оберин Красный Змей, отомстил убийце сестры и сам расстался с жизнью. За исключением этих двух смертей война, разгоревшаяся после смерти Роберта Баратеона, практически не затронула Дорн. Логично предположить, что Мартеллы в конце концов вступят в противостояние с Ланнистерами, но Доран осторожен, и открытой войны, в ближайшее время не предвидится.

Мы не сеем!

Последний из великих домов, не менее обособленный, чем Мартеллы, — дом Грейджоев. Их род уходит корнями в глубину веков столь же далеко, как и Старки, и такое же время длится вражда двух домов.

Грейджои и их подданные давным-давно осели на бесплодных Железных Островах и были вынуждены заняться пиратством. Впрочем, «вынуждены» — вряд ли подходящее слово: разбой пришёлся им по вкусу, и теперь они уже не мыслят своей жизни без него, презирая все остальные занятия.

Агрессивная политика жителей Железных Островов закончилась с приходом Таргариенов. Но стоило повелителям драконов пасть, как Грейджои взялись за старое. Едва одержав победу в восстании, Роберт Баратеон и Эддард Старк столкнулись с мятежом Грейджоев. А когда в Семи Королевствах началась новая смута, Грейджои просто не могли остаться в стороне. Вновь выступая сами за себя, они стремятся урвать всё, что плохо лежит.

Теон Грейджой — вероломный отпрыск вероломного семейства

На Железных Островах ничто, кроме силы, не имеет значения. Их население — скорее несколько пиратских банд, чем организованное государство. И нельзя поручиться, что в скором времени в борьбе за власть они не вцепятся в горло друг другу. Впрочем, от этого Грейджои не становятся менее опасными для остальных, ведь жестокость у них в крови.
Удивительное правдоподобие дворянских домов, созданных воображением Мартина, порой заставляет задуматься, а не существовали ли Ланнистеры или Таргариены в действительности? Даже если «очистить» мир книг Мартина от магической интриги, само противостояние между великими домами приковало бы читателей к циклу. Великие дома, без сомнения, одна из главных изюминок «Песни Льда и Пламени».

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Миры

Новейшая Эдда: мотивы скандинавских мифов в современных сюжетах

Миры

Зло против добра в Древней Персии: мифология зороастризма
Во что верили зороастрийцы, кто был для них благими духами, а кто — жуткими демонами?

Миры

Трикстер и компания. Мифология коренных американцев
Тринадцать небесных и девять подземных миров на другой стороне света

Миры

Кто такие фейри: волшебный народец, добрые соседи и обитатели холмов
Не путайте их с эльфами и феями, а то обидятся!

Миры

Destiny: вселенная игры, начавшаяся с катастрофы
Как устроен мир Улья, Странника и богов-червей.

Миры

Мифологическое фэнтези: боги, герои и чудовища со всего света
От скандинавов и греков до славян и кельтов

Миры

Космический хоррор: нечто чужое в бесконечной пустоте
Чего стоит бояться покорителям космоса

Миры

Satanic Panic: как американцы искали сатанизм в играх и музыке
Дьявол заберёт ваших детей... но это не точно

Миры

«Азаг»: мир настольной ролевой игры
Вселенная забытых богов

Миры

Как создать средневековый сеттинг
Погружаемся в Тёмные века и погружаем в них других
Показать ещё