Думаю, правильнее задать этот вопрос непосредственно вышеназванным писателям. Конечно, я тоже обратил внимание на эту тенденцию и, наверное, она появилась не без моего участия, чему я очень рад. Ведь книги перечисленных вами авторов я читаю с куда большим удовольствием, чем циклы, которые правили бал в фэнтези лет двадцать назад, вроде эпопей Эддингса и Брукса. Если моё творчество помогло жанру стать чуть более мрачным, реалистичным и живым, я могу этим только гордиться.
Как вы считаете, в каком возрасте можно начинать знакомство с вашими романами?
На этот вопрос у меня нет ответа. Знаете, я несколько раз получал письма от одиннадцатилетних читателей. Наверное, в таком возрасте читать мои книги ещё рановато. Но, с другой стороны, мир изменился с тех пор, когда я был подростком, — современные дети знают куда больше о сексе и насилии, чем я в их возрасте.
В последнее время вам задают вопросы едва ли не исключительно о «Песне». Вас не расстраивает, что многие читатели интересуются лишь этой страницей вашего творчества?
Действительно, это слегка раздражает. Я, разумеется, очень горжусь «Песней льда и пламени» и понимаю, что, вероятно, она — главный труд всей моей жизни. Меня будут помнить именно благодаря Вестеросу — если, конечно, вообще будут помнить. Но «Песней»
моё творчество отнюдь не ограничивается. Я начал писать цикл в 1991 году, и к тому моменту уже двадцать лет профессионально занимался литераторством. У меня были романы, рассказы, премии, опыт работы в Голливуде. Я много чем занимался. Так что меня одновременно забавляет и расстраивает, когда люди считают, что, кроме фэнтези, я ничего не писал.
Вас постоянно спрашивают, когда же вы допишете очередной роман. Из-за чего работа над очередными частями «Песни» занимает так много времени?
Книги вообще писать достаточно сложно. А я вдобавок всегда работал медленно. До «Песни льда и пламени» я сочинил всего четыре романа — этого не сравнить со скоростью, скажем, присутствующего на «Финнконе» Аластера Рейнольдса, у которого за девять лет вышло восемь книг. Я регулярно возвращаюсь к уже написанному и что-то исправляю. Порой я буквально впадаю в ступор, мне совершенно не нравится уже готовый текст, я выбрасываю куски и пишу по новой, иногда меняя направление развития истории. Надеюсь, я в ближайшее время завершу «Танец с драконами» и займусь следующим романом, но я вам ничего не обещал.
Я давно перестал называть конкретные даты — прежде я озвучивал их, но то были лишь мои прикидки. А читатели воспринимали их иначе, и когда я срывал сроки, оказывались разочарованы.
Ваш следующий роман называется «Танец с драконами». Следует ли нам ожидать батальных сцен с участием драконов?