Долгое время Джордж уделяет почти все свое время малой форме. Он пишет об исследовании и заселении людьми космоса, но рассматривает тему в весьма необычном ключе. В повести «Песнь о Лии» и рассказе «Путь креста и дракона» (лауреаты премии «Хьюго») автор затрагивает тему столкновения человека космической эры и религии, что позволяет ему по-новому взглянуть на многие вечные вопросы, связанные с верой. И даже в тех произведениях, где происходит тот или иной конфликт человека с неизведанным (например, рассказ «Мистфаль приходит утром»), Мартин уделяет куда больше внимания внутренним переживаниям героев, чем непосредственно конфликту.
Не обошел Мартин вниманием и историческую прозу. Примером его работы в этом жанре может служить рассказ «Крепость» об осаде русскими войсками крепости Свеаборг, которую сдали, поскольку в условленное время шведский флот так и не пришел на помощь осажденным.
В семидесятые годы складывался фирменный стиль Мартина. Непредсказуемые, захватывающие и порой до дрожи в коленях натуралистичные произведения пробирали читателя до глубины души. Еще один лауреат «Хьюго», повесть «Короли пустынники», может с легкостью повергнуть в леденящий ужас даже далеко на самых впечатлительных поклонников фантастики. Мартин нередко использует жестокие и страшные образы, но тем более сильные эмоции они вызывают у читателей.
Неудивительно, что Джордж немало потрудился и на ниве ужастиков. С мистикой связан его опыт работы в Голливуде: некоторое время Мартин трудился над созданием сценариев для знаменитого сериала «Сумеречная зона», а затем состоял в этом проекте редактором. Кроме того, писатель принял деятельнейшее участие в работе над фэнтезийным сериалом «Красавица и чудовище», в котором выступил еще и продюсером. Но хотя Мартин крутился в индустрии телевизионной фантастики не один год, по-настоящему своим он в ней так и не стал, и покинул Голливуд в начале девяностых.
В минувшем году на русском языке был издан двухтомный сборник «Ретроспектива», в котором самим Джорджем с любовью и вниманием собраны все его самые заметные произведения в малой форме. По объему сборник совсем не мал, но удовольствие от чтения пропорционально огромному количеству страниц.
Среди вампиров
«Сумеречная зона» — не единственный опыт писателя в области мистики. Его повесть «
Шесть серебряных пуль» имела шансы быть перенесенной на экран — об этом велись переговоры, — но так и осталась только на бумаге. А ведь это одно из наиболее самобытных и интересных произведений об оборотнях во всей мировой фантастике.
Но главным произведением Мартина в этом жанре были и остаются «
Грезы Февра». Пожалуй, столь же необычно и ярко о вампирах в последние десятилетия писала только Барбара Хэмбли...