Многие писатели делают себе имя в рамках межавторских циклах. А как вы относитесь к подобным проектам?
Я не испытываю к таким циклам большой любви, хотя и сам был одним из создателей межавторского проекта «Дикие карты». Но принципиальная разница в том, что наш мир — именно наш, правообладателями «Диких карт» были и остаются его творцы, два с лишним десятка писателей. Именно мы, создавшие мир и придумавшие героев, безраздельно властвуем над всеми событиями вселенной и любыми изменениями, происходящими в ней. Что же касается таких проектов, как «Звездные войны» или «Сага о Копье», права на которые принадлежат фирмам, то здесь писатели лишены абсолютной свободы творчества. Магистральные события во вселенной контролируют не они, а бизнесмены. Дельцов же больше интересует прибыль, чем логика сюжета и развития героев. Вот поэтому я отношусь к подобным циклам весьма прохладно.
А как вам другое веяние времени — экранизации фантастических книг и комиксов?
Некоторые пришлись мне по душе, другие, наоборот, разочаровали. Я огромный поклонник комиксов — еще с шестидесятых годов. Можно сказать, я рос на классических комиксах компании Marvel, таких, как «Люди Икс» или «Человек-паук». И фильмы, сделанные на основе этих комиксов, кажутся мне весьма удачными и близкими к оригиналу. В детстве моим любимым комиксом была «Фантастическая четверка», но одноименного фильма я пока не посмотрел.
Конечно, сейчас снимается много экранизаций. Одни лучше, другие хуже, но лично для меня важнее всего, чтобы в фильме сохранялся дух первоисточника. Иными словами, «Властелин Колец» оставил о себе исключительно приятные воспоминания: с какой стороны ни посмотри, сделан он очень качественно. А вот «Я, робот», на мой взгляд, слишком далеко ушел от рассказов Азимова.
Как выглядит ваш рабочий день?
Утро я начинаю с чашечки кофе. Затем, как правило, сажусь писать — остаюсь в тишине наедине с компьютером и работаю. День на день, конечно, не приходится. Иногда настолько увязаю в истории, что даже не замечаю, что кофе не только не выпит, но уже давно остыл. Вот это — хороший день. Но так бывает не всегда. Часто я сначала перечитываю написанное вчера, что-то мне не нравится, я правлю текст. То есть и топтаться на одном месте тоже приходится.
За тот уже весьма солидный срок, что вы пишете, насколько изменился писатель Джордж Мартин?
Я бы сказал, что с возрастом пишу все большие и большие по объему произведения. В начале карьеры я в основном писал рассказы, хотя идея написать нечто крупное привлекала меня и тогда. Так что я постепенно переключался на повести, затем дошла очередь до романов, а сейчас тружусь уже над эпическим циклом. Дело тут, пожалуй, в том, что с возрастом меня стали привлекать более сложные и глубокие истории. Даже мои нынешние рассказы выходят объемнее тех, что я писал раньше. Истории становятся запутаннее, мне хочется позволить читателю заглянуть в души героев — и все это требует места.
В России до сих пор ведется работа над переводом «Пира воронов», и тысячи ваших поклонников томятся в ожидании продолжения... Не могли бы вы вкратце поведать, что представляет собой ваша новая книга?
Наверное, самое важное, что надо знать о «Пире воронов», — это, в сущности, только половина книги. Я сильно задерживал выход романа, и мне в итоге пришлось разделить его на две части. Так что «Пир воронов» рассказывает только часть истории, в основном связанную с Вестеросом, с Королевской гаванью и борьбой вокруг Железного трона. А вот Дени и Тирион, которые сейчас на другом континенте, и Джон с Севером ждут читателей в пятой книге — «Танце с драконами». Действие двух романов будет развиваться параллельно, но в разных частях мира. Возможно, к концу пятой книги появятся и герои из «Пира» — Джейме, Серсея и другие, — но главными действующими лицами будут не они.
Хотели бы вы посетить нашу страну? Что можете сказать своим российским поклонникам?