Отстань, окаянный!
В философской антиутопии «Дивный новый мир» (1932) британца Олдоса Хаксли показано технократическое общество, где поощряется сексуальная распущенность, а понятия «семья» и «любовь» считаются непристойными. Но роман Хаксли был далек от поп-культуры, оказав, правда, идейное влияние на последующие поколения писателей.
Под знаменами секс-революции
Основы НФ «золотого века» ниспроверг Филип Жозе Фармер. В августе 1952 журнал Startling Stories напечатал его повесть «Влюбленные» («Грех межзвездный»), где автор изобразил тоталитарно-религиозное общество с жесткими моральными ограничениями. Секс здесь — занятие заведомо греховное. Супруги могут заниматься любовью лишь для зачатия ребенка, а «непристойности» в виде ласк и поцелуев сурово наказываются. Герой отправляется к звездам в надежде обрести чувственную свободу. Ему это удается, хотя и довольно специфическим образом...
«Это потрясающая вещь. Не потому, что является большой Литературой, а из-за невероятных последствий. Ведь другие авторы скажут — боже мой, мы и не предполагали, что в научной фантастике можно сделать нечто подобное!»
Сэмюэл Мэйнс, редактор Startling Stories
Главным «пособником» Фармера стал Роберт Хайнлайн, чей «Чужак в чужой стране» (1961) стал первым НФ-романом, проникшим в список общенациональных американских бестселлеров. Совпав по времени с зарождением движения хиппи, книга вызвала бурную дискуссию, а ее главный герой превратился в этакого «эротического» Мессию.
После такого успеха Хайнлайна было не остановить. Один за другим появлялись романы с довольно провокационным содержанием: «Не убоюсь я зла» — о престарелом миллионере, чей разум оказывается в теле красотки, «Уплыть за закат» — о половом взрослении героини, и, наконец, «Достаточно времени для любви». Не отставал и Фармер: «Плоть», «Дейра», «Образ зверя», «Пир потаенный»... На той же ниве отметились Брайан Олдисс, Наоми Митченсон, Сэмюэл Дилэни, Харлан Эллисон, Теодор Старджон, Курт Воннегут — в шестидесятые эротическая тема была жутко модной. Но при этом большинство серьезных фантастов ограничивались отдельными эротическими эпизодами, не пытаясь заглянуть глубже. Особняком стоит блестящий роман Урсулы Ле Гуин «Левая рука Тьмы», где показана андрогинная цивилизация, представители которой умеют менять пол.
Популярный мужской журнал Playboy начал регулярно печатать фантастические рассказы, выплачивая чудовищные по тем временам гонорары. Знаменитости косяком потянулись на страницы журнала.
Окончательно секс-табу были опрокинуты под напором авторов «новой волны». Майкл Муркок, Роджер Желязны, Роберт Сильверберг и другие «волнисты» считали, что фантастика должна развиваться по законам реалистической литературы. В мейнстриме ведь нет запретных тем? Почему в фантастике должно быть иначе? В семидесятые годы эротика прочно внедрилась в фантастический жанр, окончательно перестав носить характер вызова или провокации.
Большой популярностью пользуется эротико-фантастическая живопись, лидерами которой стали Борис Вальехо, Луис Ройо и Фрэнк Фразетта. Эти и другие художники не только иллюстрировали книги и комиксы, громадный успех имели их тематические альбомы, многие из которых явно напрашиваются на жесткий возрастной рейтинг.